Главная
Курс обмена валют


гороскоп

Запорожский областной совет
Запорожская областная государственная администрация
Каменско-Днепровский районный совет
Каменско-Днепровская районная государственная администрация
Государственная налоговая администрация в Запорожской оласти


Благополучие или призрачность? Думаем и рассуждаем ...

По греческому преданию, сиракузский тиран Дионисий (конец 5 в. до н.э.) предложил заменить его на один день на престоле своему фавориту Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над головой обнаженный меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия.  Оптимизация и децентрализация – это благополучие или…?
Перемены, реформы… Уже все от них устали. Как только говорят о них, так и ждешь чего-то не очень приятного.  У китайцев есть древняя мудрость: « Не дай вам бог жить в эпоху перемен…». Но нам повезло – мы же не китайцы. У нас уже сколько лет идут перемены, реформы! И ничего, живем!
На повестке дня сегодня децентрализация и оптимизация, после которых должно наступить долгожданное благополучие. И об этом сегодня говорят наши читатели.

Для справки: Издан приказ Министерства здравоохранения Украины №51 от 1 февраля 2016 года «Об утверждении Методики по обеспечению стационарными больничными койками в расчете на 10 тысяч населения». Согласно его создан детальный план оптимизации в течение 2016 года коечного фонда учреждений здравоохранения с соответствующими финансовыми расчетами. А раньше, 5 февраля 2015 года, Верховная Рада приняла закон “О добровольном объединении территориальных громад”.  Его целью является создание действенного механизма формирования территориальных громад, способных самостоятельно решать вопросы развития своих территорий. 

Ирина Федоровна Зыкова, первый заместитель председателя Каменско-Днепровской районной государственной администрации, депутат районного совета.
- Сегодня можно только с сожалением говорить, что децентрализация не состоялась раньше. Центральная власть не была готова поделиться полномочиями и ресурсами. Постсоветские и постсоциалистические страны, которые провели реформы, сегодня значительно опережают Украину в социально-экономическом развитии. Они вовлекли в реформационные процессы свой народ в его интересах, а это очень важно для самого же населения. Децентрализация, которая предусматривает передачу в местные бюджеты части общенациональных налогов, создает экономическую заинтересованность общин в развитии новых производств, поддержке бизнеса и тому подобное.
Децентрализация и дерегулирование убирает искусственные препятствия для бизнеса и предпринимательской деятельности - лишние разрешения, инстанции, чрезмерный контроль. Украина начнет оживать. Кроме того, активные, способные и заинтересованные общины - главный двигатель на территориальном уровне. Они станут поддержкой всех изменений к лучшему. И еще, без реформы местного самоуправления все остальные реформы обречены на неудачу.
Когда децентрализация проходила в Польше, падение экономики в год составлял около 10%, инфляция - около 500% в год. И все же Польша сделала эту реформу, а сегодня готова помочь Украине повторить успехи, но не допустить ошибок, которые были на пути децентрализации у них.
Задача власти – объединить общины в интересах людей, сделать их экономически сильными и логистически доступными. 
Местные общины смогут самостоятельно, без указаний сверху распоряжаться землями, осуществлять архитектурно-строительный контроль, оставлять себе часть налогов, которые раньше отправляли в госбюджет, а также предоставлять ряд административных услуг, которые сегодня предоставляются исключительно в райцентре.
Согласно закону “О добровольном объединении территориальных громад” объединенные громады получат полномочия, которые равнозначны тем, что есть у городов областного значения. При этом государство будет осуществлять их финансовую поддержку, предоставляя средства на формирование инфраструктуры в соответствии с планом социально-экономического развития такой территориальной громады. 
Новое территориальное объединение позволит сохранить экономические, культурные, социальные и исторические связи между сёлами нашего района. У громады возрастают шансы привлечь инвестиции реализовать свои планы, даже самые амбициозные. 
Мы всегда ждем решений от высшего эшелона власти, но мало делаем сами. Поэтому это уникальная возможность всем активистам сел и города Каменка-Днепровская, объединившихся в общины, проявить себя на благо развитие своей общины. И тогда можно будет говорить о позитивном результате.
А в отношении оптимизации койко-мест, могу сказать, что Каменско-Днепровская районная государственная администрация делает все возможное, чтобы минимизировать проблемы, которые, возможно, возникли бы при реформировании медицины. У нашего населения низкие доходы, лекарства многим просто не по карману. В настоящее время вместе с руководством КУ «Каменско-Днепровская ЦРБ» мы ищем альтернативные пути для сохранения как рабочих мест медперсоналу, так и доступность медицинского обслуживания для нашего населения. Но и здесь нужно подумать всем: и руководству больницы, и депутатскому корпусу. Да, менять что-то нужно в медицинской отрасли. Нельзя стоять на месте – нужно развиваться. И постоянно говорить о том, что не хватает средств – это не выход. Нужно искать, как новые формы медицинского обслуживания, которые были бы взаимовыгодны населению района, так и сотрудникам больницы искать инвесторов для внедрения передовых методов лечения и прочее. Просто говорить о том, что все плохо – это не выход. Пришло время что-то менять и возможно, меняться самим, а не ждать, пока кто-то придет и все предоставит. Нужно решительно и смело идти вперед, но обдуманно делая каждый шаг, дабы от этого никто не пострадал – ни больные, ни врачи.
Предлагаю активно включиться к обсуждению данной темы всем и, в первую очередь, медперсоналу нашей районной больницы. Пусть каждый выскажет свою точку зрения, реально предложит конкретный путь развития для улучшения, а не метод консервации назревших проблем в медицинском обслуживании.

Геннадий Андреевич Олененко, председатель Каменско-Днепровского районного совета.
- На сегодняшний день вопрос децентрализации, вопрос изменения взаимоотношений между местными органами власти, улучшения их деятельности – очень важный вопрос, который, по сути, мы должны сейчас решить, и от этого зависит нормальная жизнедеятельность местных громад, и, прежде всего населенных пунктов сельской местности.
С моей точки зрения, вопросы децентрализации, в настоящее время, решаются не совсем корректно. Потому что конституционно не определено проведение этой административной реформы. Если бы в Конституции четко стоял вопрос о громадах (а такого понятия, как «громада», нет в Конституции), тогда можно было конкретно говорить и о децентрализации, и о функциях органов местного самоуправления, местной власти. Очень хочу, чтобы эта назревшая проблема была решена с наименьшими затратами и с наибольшим положительным результатом для населения всего района.
В 2015 году в Запорожской области было создано 6 объединенных громад. В 2016 году к ним присоединилась еще одна громада - Долинская Запорожского района, где выборы назначены на конец августа. Решение вопроса о децентрализации – передачи части функций, а тем более финансирование на местах – это положительный момент и даст возможность территориям развиваться самостоятельно. Но есть и другие моменты, которые меня, например, смущают. Есть населенные пункты (сельские советы) самодостаточные, так зачем же их объединять? Только для того чтобы поставить словосочетание «объединенная громада» или для того, чтобы сказать, мы их объединили? Или они объединились самостоятельно добровольно? И это уже все - и умыли руки? Все выполнили - и мы децентрализовались! У нас есть самодостаточные сельские и городской советы, которым, в принципе, и объединяться не надо - Великая Знаменка, Водяное, Днепровка, Каменка-Днепровская. Это крупные населенные пункты, которые могли бы жить и процветать сами.
Я противник насильственного объединения, перегибания и наклонения. А кто просчитывал эффект? Создание объединенных громад приведет к целому ряду изменений во всех сферах жизнедеятельности каждого населенного пункта. На протяжение многих лет существует налаженная система образования, которая показала свою эффективность за многие годы. В ходе реформирования некоторым школам вынужденно понизят категорию. Допустим, была общеобразовательная школа 1-3 ступеней, станет 1-2 уровня, то есть перейдет на 9-летнее образование, а может быть где-то и … просто будет начальной школой. Как-то не хотелось бы терять те наработки, которые есть в системе образования района, не хотелось бы терять тот контингент людей, который работает в системе образования, а в случае необдуманного подхода, мы потеряем очень много наработок.
Нет, я не противник реформ - изменения назрели, но не таким образом и не так огульно, лишь только оттого, что в государстве нет денег. Так давайте будем искать возможности наполнения бюджета! Предложения принимаются все и от всех! У нас много скрытых ресурсов, где можно искать доходы.
Такая же проблема возникает и в области медицины. Сейчас речь идет о процессе оптимизации медицинских учреждений, которые касаются оптимизации коечных мест, и как, следствие оптимизации персонала, в связи с уменьшением коечных мест. Для меня лично не понятно: почему в районе должно быть 400 родов для того, чтобы роддом остался в районе? А если их 399, тогда что - закрывать роддом?
Откуда берутся эти цифры? Откуда взялась цифра 60 койко-мест на 10 тысяч населения? Это по приказу Министерства здравоохранения Украины. А через два месяца появляется цифра 31,8 койко-места на 10 тысяч населения для жителей Запорожской области. Это в корне неверно. Да, нужны изменения! Нужно создавать госпитальные округа, нужно упорядочить эту медицинскую систему. Но если есть отработанная система здравоохранения, есть у нас прекрасные терапевтическое, хирургическое, неврологическое, инфекционное, детское отделения, и тот же новый и классный роддом, почему мы должны отказываться от этого? У нас открыт прекрасный роддом и по отзывам людей, он действительно современен и там замечательный персонал работает.
В понедельник мы провели круглый стол – по оптимизации койко-мест. В Великой Белозерке родильное отделение закрывается, и у нас его тоже хотели бы прикрыть. А Энергодар не сможет потянуть, как центр госпитального округа, на себе все эти функции.
Тут же возникает вопрос по поводу Энергодара. На территории нашего района три потенциально опасных техногенных объекта: атомная и тепловая станции и дамба Каховского водохранилища. В случае непредвиденной ситуации (не дай бог что-то происходит), то Энергодарская больница, как центр госпитального округа, становится перевалочным пунктом, который оказывает услуги пострадавшим. А все остальное население района? Остается без медицинской помощи. Еще один момент нужно учесть: Каменка-Днепровская - специфический район: в сезон выращивания овощей у нас проживает достаточно большое число наемных рабочих. И они точно так же требуют медицинского обслуживания, как и жители Каменско-Днепровского района. И хотелось, чтобы эти люди получали такое же качественное медицинское обслуживание, как и все люди, которые проживают на нашей территории. Это тоже никто не учитывает. Третий фактор - кроме своих людей, сезонных рабочих, рядом с нами есть окраинные районы Херсонской области, население которых тоже едет за медицинской помощью к нам, потому что это ближайший пункт оказания квалифицированной медицинской помощи. И сейчас закрыть глаза на эти факты - это значит лишить людей возможности лечиться. Поэтому я, как глава районного совета, понимаю, что реформы нужны, но не огульные, а обдуманные, систематические, систематизированные и обеспеченные экономически и материально, кадрово и идеологически, с точки зрения воспитания нашего населения. Мы готовимся к реформам, мы ждем их, хотим их и, в конце концов, они будут осуществлены для блага населения нашего района.
У нас замечательные врачи, отличный медперсонал и районный совет сделает все, чтобы в период реформирования, никто не пострадал и не остался без работы. Мы не можем разбрасываться кадрами. Депутаты районного совета за то, чтобы медицинское обслуживание населения было качественным и доступным каждому жителю района.

Любовь Ивановна Колпак, семейный врач, заведующая первой медицинской амбулаторией г. Каменка-Днепровская
- Я против такой оптимизации койко-мест. Нужен хороший толковый министр здравоохранения, который прошел путь от сельского врача до руководителя большой городской или областной больницы. Чтобы он знал все нюансы работы, всю специфику организации рабочего процесса от обыкновенного доктора до главврача. Но они сидят там и не видят, что делается на нашем уровне, а если бы видели и знали, то никогда бы этого не сделали. Представьте стариков или детей, которые будут вынуждены ездить за 10-20 километров за медицинской помощью, когда рядом не станет больницы.
У нас переименовывают улицы, сносят памятники – на это уходят деньги, но почему-то ни одной копейки не идет в наше здравоохранение. Врач живет на мизерную зарплату, за счет которой нельзя прожить нормально и оплатить коммунальные услуги, не говоря уже обо всем остальном. А нужно еще кормить свою семью. Я против этого всего.
У нас на Промышленной в амбулатории есть все необходимое, поток людей постоянен. Но я не представляю, если людям придется ехать даже не в центр Каменки-Днепровской, а в Энергодар! Это ужасно! Это очень далеко и не каждый туда поедет. Уже сейчас приходят на прием и просят: назначьте лекарства подешевле. А тут еще и за дорогу придется платить и не раз. Нагрузка на медперсонал большая. Куда уже сокращать?
В амбулатории у себя мы, по возможности, делаем все необходимые процедуры, чтобы люди не шли в поликлинику, хотя здесь расстояние 3 километра. На одного пациента по нормам должно уходить 12 минут. Но пациенту нужно не только прослушать легкие, померять давление… Поэтому времени уходит ровно столько, чтобы понять и поставить диагноз. Там же, в медамбулатории, мы и проводим лечебные процедуры. Если нужно – поставим капельницу, сделаем уколы. У нас в штате две медсестры, которые просто не взаимозаменяемые. У каждой свои обязанности. Рабочий день до 15.50, но очень часто рабочий день заканчивается и в 18.00, больные или их родственники звонят и домой в любое время суток.
У нас 4 койки и они постоянно заполнены. Каждый месяц у нас 12-14 человек принимают капельницы, а однократных манипуляций 5-7 в день. Даже не представляю, если некоторым придется ехать в Энергодар ложиться на стационарное лечение… Каково будет самому больному? А его родственникам, как туда добираться? Это в корне неверно. А что делать тем, кто вынужден будет в результате сокращения уволиться? Одни вопросы, на которые только призрачные ответы.

Ирина Николаевна Миронова, детский врач-инфекционист инфекционного отделения КУ «Каменско-Днепровская ЦРБ».
- Приказ Министерства здравоохранения Украины №51 от 1 февраля 2016 года утвердил методы по обеспечению стационарных больных койками из расчета на 10 тысяч населения 60 коек. В нашем районе более 40 тысяч населения и норма значительно занижена - не 60 койко-мест, а 31,8. Нужно сказать, что в среднем по Украине было в 1990 году – 135,5 койко-мест, в 2015 году – 78,1, то есть оптимизация идет из года в год. Но хочу сказать, что в Чернигове почему-то 106,8 койко-мест, в Закарпатье – 66,6 койко-мест на 10 тысяч населения. И это на настоящий момент. Поэтому при оптимизации нужно за круглым столом обговорить, почему в Запорожской области решили именно так, целесообразность этих мер, учитывая региональные особенности, условия жизни и работы людей, заболевания, смертность. Наше население не здоровеет, к сожалению, и не молодеет. Увеличение заболеваний требует узкопрофильного лечения, а к тому же мы живем в зоне риска - рядом расположены атомная и тепловая электростанции, сказывается и ведение тепличного хозяйства и т.д. К тому же мы сейчас уже прифронтовая зона. Нам нужно искать средства, а не сокращать койки.
Мы расположены между Донецком и Днепром, где самые высокие показатели по ВИЧ-инфекциям и подвергаемся высокому риску инфекционных заболеваний. А в приказе четко написано «…п. 7. У процесі оптимізації структури ліжкового фонду необхідно враховувати: структуру та рівень захворюваності і смертності населення регіону, у тому числі від інфекційних хвороб, …» Вот именно –инфекционных заболеваний!
Оптимизация приближает нас к Европе, где 52-56 койко-мест на 10 тысяч населения, в Швеции – 28. Но мы не имеем их условий жизни и там совсем по-другому заботятся о здоровье своих людей.
Нельзя допустить сокращения врачей и медсестер. В 1980 году было 117, 5 единиц среднего медперсонала на 10 тысяч населения, потом 87,3. Естественно, сильно увеличивалась нагрузка на медсестер. А что будет после этой оптимизации?
И немного статистики по нашему инфекционному отделению. Наполняемость отделения в 2015 году была такая: взрослого населения - 86%, детей -110,1%, 2014 год - взрослых 88,5%, детей 141,5%, 2013 год – взрослых 82,2%, детей 124,7%. О каком сокращении может быть речь?
И еще – грустные цифры, но это реальность. И она такова – 125 ВИЧ-инфицированных только у нас в Каменско-Днепровском районе. Это очень серьезное число…

Виталий Григорьевич Хабло, депутат Каменско-Днепровского районного совета, директор СООТ «Благовещенка» .
- Оптимизация койко-мест должна быть проведена на законодательном уровне. Кабинет Министров установил норму - 60 койко-мест на 10 тысяч населения Украины. В областном центре эти цифры уменьшились до 31,8 койко-места для районов области. Наверное, это для того, чтобы в самом областном центре осталось намного большее количество койко-мест. Все идет к тому, что лечиться будем ездить в Запорожье.
Да мы пошли по европейской модели, но мы другое государство и скорее не готовы к таким процессам. Во-первых: ни разъяснительная, ни подготовительная работы не были проведены. В настоящее время в сельских больницах, да и той же районной ничего, кроме йода и бинтов, нет. Это я образно говорю. Поэтому, вновь созданные территориальные громады получат пустоту, и будут начинать все сначала – с наполнения необходимым: лекарствами, оборудованием, и т.д.
Второе - мы слишком увлеклись сокращениями и это ни к чему хорошему не приведет. Можем высококлассных специалистов просто лишиться. Нужно чтобы на данном этапе районный совет провел ряд переговоров с лидерами создаваемых громад, чтобы сохранить рабочие места, и никто не пострадал, не уволился. У нас в районе есть села, где нет квалифицированных врачей.
Возможно, нужна программа обучения медицинского персонала, чтобы подготовить людей работать в новых экономических условиях? И обучать нужно за счет государства или хотя бы компенсировать обучение. Семейная медицина – это хорошо, но и здесь есть вопросы. Главное, чтобы руководство контролировало этот процесс и минимизировало потери. Самое основное – это человеческий потенциал. Складывается впечатление, что декларируемые слова о благе для конкретного человека – жителя Украины – это всего лишь лозунг, а на деле получается совершенно иное - как будто мы катимся в пропасть. Нужно сделать все возможное, чтобы районная больница сохранила свой статус и жители нашего района могли достойно лечиться в ней, и у них не было бы причин ездить на лечение в другие клиники или в областную больницу. Хотя все идет к тому. А как быть тем, у кого нет средств на лечение? Возможно, создать хоспис? И возможно, он необходим на территории каждой вновь созданной громады? Ведь не секрет, что бедных людей у нас становится все больше.
Относительно децентрализации. И здесь взята за основу польская модель. Я бывал в Польше. Там хорошо, но далеко не все гладко и в глубинках, есть свои проблемы, хотя бы с теми же дорогами… Да и сами польские чиновники в мягкой форме предостерегают о том, что Украине не следует полностью копировать их модель, а учитывать свою самобытность и другие факторы.
Обещанные проценты от налогов и помощь центра – это плюс, как и то, что начнут платить налоги те, кто занимается выращиванием овощей. Налоги пойдут на развитие громады. Так должно быть.
Но есть проблемы, которые уже сегодня нужно думать, как будем решать. В каждом селе громады, которая будет создаваться (у нас это - Благовещенка, Ивановка, Новоднепровка) есть школы, детские садики, медучреждения – местами без врачей. А сможет после реформирования, после объединения, сельский совет громады содержать все объекты? Изначально видно, что будет сокращение. Безусловно, будет решать громада, что и где сокращать. А это потеря рабочих мест конкретными людьми. Рабочих мест на территории сел вообще -то очень мало, и таковых лишаться очень больно.
Сейчас идут торги: где будет центр громады, что и где придется сокращать. Обидно, если это пройдет без здравого смысла, а по договоренности. Считаю, что наше население не подготовлено к внедрению ряда реформ и потому они обречены и будут буксовать. Нужно сначала научить даже думать по-новому, жить по-новому, проводить постоянно кадровую работу. У нас полностью отсутствует кадровый резерв. А ведь реформа децентрализации призвана улучшить качество жизни людей. Есть в Украине такие громады, которым надо объединиться, потому что многие населенные пункты фактически не существуют. Но в основе любого объединения лежит добровольное решение. Если это экономически выгодно, то оно будет работать. А если это не выгодно или люди не хотят объединяться?
Однако, я считаю, что в любом случае к вопросам по объединению территориальных громад нужно подходить крайне взвешенно и спешка тут ни к чему хорошему привести не может, так как можно получить обратный негативный эффект, который может обернуться катастрофой для самодостаточных населённых пунктов. Думаю, что мало кто решится дать гарантию того, что, объединение сёл в одну громаду не нарушит существующий баланс и спокойствие в соответствующей территориальной единице. 
Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад» декларирует добровольное волеизъявление территориальных громад на объединение, поэтому нужно общественности активно включаться в этот процесс, возможно, проводить какие-то общественные слушания, собрания, с присутствием сельских голов, местных депутатов, активистов, представителей партийных и общественных организаций, руководителей сельских и городских учреждений и предприятий. Где люди должны, взвесив все «за» и «против», определиться – будут они объединяться и что за этим последует.
Кстати, Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад» не предусматривает процедуру выхода населенного пункта из объединенной территориальной громады.

Светлана Владимировна Сущенко, депутат районного совета.
- Оптимизация койко-мест, как и децентрализация, как и реформы во всех отраслях – это хорошее дело, когда они идут во благо населению Украины. Но плохо то, что нас никто не спрашивает об этом. Вверху решили, что их нужно делать - и все! Так и в медицине. А спрашивали самих врачей, что нужно сделать, чтобы улучшить медицинское обслуживание населения? Чтобы именно простому человеку стала медицина доступна, хотя бы.
А сейчас это выглядит так: решили без моего мнения сделать ремонт в моем доме. Пришли посторонние люди и выдали мне распоряжения, что делать, и нужно это сделать, по их мнению, обязательно. Все изменения хороши, если они идут с согласия тех, кто должен потом по новым правилам жить и работать. Пока все выглядит иначе.
Только и разговоров о сокращении медперсонала и естественно койко-мест. Дошло до того, что у кого нет денег, кто за чертой бедности, тот должен дома лежать и умирать.
По моему убеждению, медицина и образование должны финансироваться государством. Кому нужны нищие люди? А ведь у нас огромная часть населения находится в депрессивном состоянии. Люди понимают – что-то идет не так, они не чувствуют себя социально защищенными. А депрессия, не дай бог, перерастет в агрессию… И что тогда?
Я очень хочу верить в лучшее и желаю, чтобы хотя бы нашим детям и внукам повезло. Мы пережили развал страны, перестройку. Мое поколение помнит те невеселые времена. А такое чувство, что мы еще перестраиваемся и перестраиваемся. Система все совершенствуется и совершенствуется. Как-то так получается, что стремясь к лучшему, идет активное расслоение общества на богатых и бедных. И та часть, которая, волею судьбы, уходит за черту бедности, оказывается не у дел. Жаль людей. Жаль стариков, которые должны молча умирать. И лечиться дорого, и хоронить нереально дорого, а жить еще дороже. «Ломать - не строить» – есть такая поговорка, поэтому тем, кто принимает решения, нужно не 7 раз, а 10 раз подумать, как сделать так, что бы не пострадали, в первую очередь, сами работающие в медицине, чтобы нас не покинули специалисты, чтобы люди не остались без средств к существованию, и, конечно же, чтобы местным жителям не пришлось ездить за тридевять земель за необходимой медицинской помощью.

Виктор Андреевич РыбОлов, председатель Днепровского сельского совета
- Мы еще не знаем: хорошо это или плохо. Пока объединяемся и верим, что сделаем лучше. От этого, в идеале, должно выиграть село наше. Постараемся людям сделать комфортные условия проживания – это задача руководства громады. А как оно будет? Пока есть закон о децентрализации, и мы его должны выполнять.
Проблемы подорожания на всё и вся дают о себе знать. Пенсионеры еле-еле сводят концы с концами, просто выживают. И это реалии. Может быть, в составе вновь созданной громады будет легче выживать? Тогда цель оправдывает средства. Поживем – увидим!

Вера Васильевна Воробьева, директор Днепровской ООШ, депутат Каменско-Днепровского районного совета.
- Децентрализация – это и неплохо. Может это и не популярное мнение. Безусловно, пройдет не безболезненно. У нас на три села пять школ: две - в Водяном, две - в Днепровке, одна в Заповитном. В Заповитном большая, практически новая школа на 100 детей. В плане содержания она дорогостоящая. Во что обойдется оплата одних энергоресурсов? Возможно, придется закрыть одну школу, но предстоит обсчитать, во сколько обойдется доставка детей в другую школу? А горючее тоже недешевое.
Руководству объединенной громады придется нелегко – ко всему подходить взвешенно. Может, действительно, школы не трогать? Таким образом и учителям сохранятся рабочие места. Например, в Орехове очень болезненно прошло воссоединение населенных пунктов в одну громаду. Но нам этот путь предстоит пройти, к сожалению
Остается надеяться на наших лидеров, что будет все обдуманно и с минимальными потерями. Должно быть, все будет нацелено на развитие громады, в образовании исходя из интересов учителей, учеников. Это новое и неизведанное - и все предстоит очень хорошо обдумать, перед тем как делать. Это судьбы людей – и с этим нужно быть очень осторожным.

Василий Харлампиевич Трубка, председатель Новоднепровского сельского совета
- Что децентрализация, что оптимизация - это все нереально. Планируется красиво, а будет ли так, как обещано? Слишком много вопросов, и совершенно нет ответов. По моему мнению: пусть вернут нам подоходный налог и мы станем самодостаточными. Не вижу необходимости в этих реорганизациях. Население к этому еще не готово, и экономическая ситуация этому не способствует.

Анатолий Иванович Греченко, депутат Каменско-Днепровского районного совета.
- Децентрализацию поддерживаю. Должны быть изменения, и они к лучшему. Мы убедились в том, что объединение громад, проведенное обдуманно, идет на пользу населения, которое живет на территории громады. Мы побывали в Веселом, где уже работают по-новому, объединившись в громаду. Громада имеет свои права, в том числе и экономические, допустим, заключать международные договора. А это немало.
Нам приятно осознавать, что центр нашей объединенной громады – будет наше село - Водяное. Громада будет иметь права на уровне государственных. Будет свой доход, свой статус.
В Веселом напрямую получили деньги, и сейчас идет ремонт школ, приобрели пожарную машину, пусть и не новую, но вполне пригодную. Жители громады убедятся, что все будет к лучшему.

Подготовила Вера АНДРУСЕНКО